[Предварительное о Габріэлѣ Ноде]

[Это копія поста изъ телеги.]

Кстати о Габріэлѣ Ноде: его фигура ускользаетъ отъ схватыванія (вѣроятно, оттого, что я его не читала, а только замѣчательную книжку П.С. Дональдсона “Machiavelli and Mystery of State”, которая нашлась въ Дженезисѣ; единственный переводъ “Considérations politiques sur les coups d’état”, который я обнаружила, подозрительнымъ образомъ называется “Political Considerations upon Refin’d Politicks, and the Master-Strokes of State: As Practis’d by the Ancients and Moderns”, былъ опубликованъ въ 1639 году и находится тамъ же; я пока не добралась, а объ эпохѣ Просвѣщенія мнѣ извѣстно прискорбно мало): онъ былъ приверженцемъ почти гностическаго элитизма и ненавистникомъ филистерства, подводилъ широкую методическую и философскую базу подъ принципіальное мороченье головы ширнармассамъ – однако служилъ библіотекаремъ, – а фактически былъ главнымъ устроителемъ – въ Bibliothèque Mazarine, не только одной изъ крупнѣйшихъ, но еще и старѣйшей публичной (каковой она стала по настоянію Ноде) библіотекѣ во Франціи, а также былъ теоретикомъ этого формата библіотечнаго дѣла, оптимизаторомъ доступности библіотечныхъ фондовъ для широкаго круга читателей и противникомъ цензуры; порицалъ Никколо Макіавелли за профанацію – а именно, публикацію arcana imperii, – однако самъ публиковалъ свои книги по тому же кругу темъ, хоть и въ специфическомъ обрамленіи (впрочѣмъ, см. выше о доступности переводовъ – я думаю, онъ былъ бы доволенъ on both counts); былъ истиннымъ поэтомъ трансгрессій и нарушеній этическихъ нормъ при управленіи государствомъ, полагая эти нарушенія необходимыми и неизбежными и, такимъ образомъ, отнюдь не чуждаясь имморальныхъ аспектовъ макіавеллизма, – однако отказывался дѣлать ихъ респектабельными, раціонализировать и оправдывать, чѣмъ, я такъ понимаю, грѣшило raison d’état какъ теченіе, а напротивъ, акцентировалъ ихъ Unheimlichkeit; предпочиталъ государственное благо частному, а основателямъ государствъ и законодателямъ приписывалъ поистинѣ экстраординарныя, практически безграничныя полномочія, однако основу этих ключевыхъ элементовъ государственной дѣятельности видѣлъ, какъ пишетъ Дональдсонъ, примѣрно въ imposture; былъ дебанкеромъ и теоретикомъ дебанкерства, однимъ изъ основоположниковъ миѳа о такъ называемомъ критическомъ мышленіи, – но также и эрудированнымъ и методичнымъ спеціалистомъ по оккультизму, многое сдѣлавшимъ для сохраненія трудовъ великихъ оккультистовъ и (чаемого имъ) возстановленія репутаціи послѣднихъ въ книгѣ съ характернымъ названіемъ Apologie pour tous les grands personnages qui ont esté faussement soupçonnez de magie – ложно заподозрѣнныхъ въ занятіяхъ магіей.

Хоть и не содержательно, но композиціонно – готовая ролевая модель для меня, однако! Скользкій типъ.