[Франческа Бион датирует эту заметку 1969 годом]
Если функция не срабатывает, это должно вызывать подозрение. Причиной может быть какой-нибудь природный недостаток; а может быть элемент, относящийся ко второй колонке. Что это? Поддержание заведомо ложной теории либо для того, чтобы предотвратить появление другой, либо за неимением лучшей. Можно ли проследить здесь некий принцип?
Мыслительный потенциал зависит от потенциала бессознательного, а именно от негативной способности. Неспособность переносить пустое пространство ограничивает пространство доступное. Должно быть, любопытство присуще группе в базовом допущении о зависимости, но, если преобладает желание избежать надвигающегося открытия (вторая колонка), возможны и черты, общие с базовым допущением о борьбе-или-бегстве. Может ли импульс быть односторонним? Нет. Каковы же тогда его полюса? И есть ли эти полюса, или какая-нибудь другая модель подошла бы лучше?
* * *
Параноидно-шизоидная и депрессивные позиции относятся к сфере мышления в той её части, где существуют мыслители, соответствующие мыслям, которые ждут, пока кто-нибудь или что-нибудь сможет их помыслить. Мыслителей можно уподобить аппаратам, чувствительным к определенному волновому диапазону мыслей, подобно тому как оптические и радиотелескопы чувствительны к определенному диапазону электромагнитных волн. Однако эти мыслители могут столкнуться с вторжением мыслей, чья мощность существенно превышает чувствительность приёмного устройства. Или может не найтись мыслителя, который был бы способен синхронизироваться с ними.
Человек, как бы ни был он схож с другими людьми, из-за своей чрезмерной или, наоборот, недостаточной чувствительности может не иметь аппарата, который бы позволил ему думать мысли. Тогда существование этих мыслей осознается посредством состояния, которое известно как благоговейный ужас и которое отражено в таких понятиях, как воплощение, развертывание Божества [по Майстеру Экхарту. – G.F.], платоновские идеи, Кришна, мистический опыт, вдохновение и тому подобное. Таким образом, излучающий мысли источник воспринимается как внешний, дарованный свыше, расположенный в определенном человеке или случае, фразе, книге, картине, наблюдении постоянного соединения. Отношения между мыслью и мыслителем описываются моделью ♂♀ [контейнера-контейнируемого. – G.F.]. При некоторых обстоятельствах они способствуют открытиям и развитию, и тогда этот мыслитель становится передатчиком или генератором излучения. Так запускается цепная реакция, которую я уже описывал, говоря о мессианской идее, мистиках и прочем. Вопрос в том, следует ли считать, что модель ♂♀ соответствует некоей конфигурации, стоящей за определенными классами конкретных случаев, или что она лишь представляет бессмысленные, хаотичные и не имеющие отношения друг к другу элементы таким образом, что начинает казаться, будто их связывает некий значимый принцип? И важен ли ответ на этот вопрос? Организуются ли факты в структуру или что-то в человеке заставляет его выявлять ту или иную структуру в наблюдаемых им фактах? Жажда достоверности может быть желанием обнаружить генератор излучения в Боге, вселенной, человеке, сознании, бессознательном с помощью микро- или макроскопических инструментов, который облекаются авторитетом и властью награждать человека истиной.