Вильфредъ Біонъ – Фрагменты изъ “Размышленій” (2)

Душевное здоровье

Душевное здоровье подразумевает способность черпать силы и находить утешение, а также материал, необходимый для психического развития, в контакте с реальностью, каким бы болезненным тот ни был. Эта точка зрения проистекает из опыта – не метафизического, но построенного на отрицании физических опасностей, угрожающих физическому же выполнению стоящих перед человеком задач, а также упадка и умирания, к которым эти опасности приводят. И наоборот, считается, что душевное здоровье недостижимо без постоянного поиска фактов и твёрдого намерения избегать любых миражей, встающих между человеком и реальностью его среды, какими бы соблазнительными и приятными они ни были. При этом, как психоаналитик, я считаю собственную личность человека важной частью его среды. С другой стороны, можно сказать, что неотъемлемое условие устойчивого душевного здоровья – это способность человека к самозащите от истины и воспроизведению общечеловеческой истории самообмана, призванного предотвратить психическую катастрофу. Подобно тому, как физическая атмосфера Земли защищает человека от космических и иных лучей, человек окружает себя атмосферой, которая обезвреживает их психические аналоги.

с. 192

[Принадлежавший Биону экземпляр «Будущего одной иллюзии» испещрен его пометками. Этот отрывок написан в конце 2 главы. – примечание Ф. Бион]

Эта глава показывает, как развитие психоанализа приводит к устареванию его собственной понятийной системы. В основе размышлений Фрейда лежат его догадки о природе цивилизации, на материале которых он затем выстраивает некую теорию. Эти догадки заслуживают внимания, потому что их высказывает гениальный мыслитель, однако и статус самих догадок, и статус теорий о них нам еще только предстоит осмыслить. Психоаналитическая мысль зиждется на предпосылке, будто теория, не способствующая «благу» большей части человечества, заведомо ложна, причём «благо» понимается самым тривиальным образом. Идея «излечения» и вообще терапевтической деятельности не подвергаются исследованию. В большой степени, её определяют ожидания пациента, хотя в хорошем психоанализе (как его понимаю я) последние сами становятся предметом анализа. Между тем, в ядерной физике теория, которая позволила создать бомбу, разрушившую Хиросиму, считается вполне хорошей; чрезмерная же поглощенность психоанализом мешает считать хорошей теорию, разрушительную для личности или для группы. Однако психоанализ не сможет стать научным, пока теории, настолько здравые, что это делает их несовместимыми с психической устойчивостью, не будут подвергнуты критической оценке – это, например, относится к теории, которая привела к такому росту памяти и желания, что душевное здоровье стало невозможным.

с. 378

овмѣстный съ Ильей Перскимъ переводъ]