Что опредѣляетъ герметизмъ по Гленну А. Маги

(по мотивамъ Hegel and the Hermetic Tradition (2001), сс. 8-9)

По мнѣнію Эрнеста Ли Тувесона, герметизмъ располагается между пантеизмомъ и иудео-христіанской концепціей Бога. Послѣдняя подразумѣваетъ, что Бог трансцендентенъ по отношенію къ творенію, полностью самодостаточенъ, и поэтому созданіе міра – произвольный, беспричинный актъ, не исходящій ни изъ какой потребности. Пантеизмъ же, съ другой стороны, отождествляетъ  съ Богомъ міръ цѣликомъ, что лишаетъ божественное величественности.

Въ неудовлетворенности обоими подходами Маги и видитъ корень герметической традиціи. Послѣдняя утверждаетъ, что Богъ отдѣленъ отъ міра, однако же нуждается въ немъ для самосовершенія, полноты. Такимъ образомъ, актъ творенія оказывается раціональнымъ и необходимымъ.  “God’s activity is will, and his essense is to will all things to be” (Corpus Hermeticum 10). И болѣе всего Богъ нуждается въ человѣкѣ – для самоактуализаціи и самопознанія.