Земная жизнь кругомъ объята снами: пролегомены къ потустороннему и нарраціи

Какъ правило, люди спятъ съ закрытыми глазами, не видя окружающей обстановки; при этомъ въ фазу быстраго движенія глазъ они видятъ сны. Любопытно, въ какой мѣрѣ отнологическіе статусы, приписываемые взаимодѣйствіямъ съ невидимымъ міромъ, гомологичны культурнымъ преобразованіямъ околосоннаго опыта: фантастическія событія, оказывающіяся причудливымъ сновидѣніемъ, какъ въ “Алисѣ въ странѣ чудесъ”; вещіе сны; легендарныя озаренія наподобіе періодической системы Д.И. Менделеева; психоаналитическое толкованіе процессовъ, ассоціированныхъ съ бодрствованіемъ, при помощи сновидѣній и наоборотъ (сама постановка вопроса о векторѣ истолкованія – см. Tower of Babel въ Cogitations В.Р. Біона – весьма релевантна) и такъ далѣе.

Сонный параличъ (см. междисплинарный трудъ Sleep Paralysis: Night-mares, Nocebos, and the Mind-Body Connection Шелли Р. Адлеръ), между тѣмъ, подразумеваетъ частичную, прежде всего зрительную, освѣдомленность объ окружающей обстановкѣ; съ точки зрѣнія традиціонныхъ вѣрованій, онъ представляетъ собой ночное посѣщеніе потустороннимъ существомъ, а съ точки зрѣнія науки (до недавняго времени) – разновидность страшнаго сна. При этомъ субъективный опытъ соннаго паралича, какъ правило, несовместимъ съ послѣдней трактовкой: пережившіе его склонны настаивать, что произошедшіе съ ними реально и никакъ не можетъ быть ”просто сномъ”; сейчасъ наука объясняетъ это качество особой убѣдительности тѣмъ, что этотъ опытъ разворачивается не во снѣ, а въ просоночномъ состояніи и, такимъ образомъ, ближе къ галлюцинаціи, нежели къ сновидѣнію.

Общее мѣсто – структурное и чувственное сходство между описаніями опыта соннаго паралича и опыта похищенія инопланетянами, что особенно восхищаетъ дебанкеровъ. Но послѣдний сходенъ и съ опытомъ употребленія психоактивныхъ веществъ типа ЛСД (см. Psychedelic Shamanism: The Cultivation, Preparation and Shamanic Use of Psychoactive Plants Джима дё-Корне), использовавшихся, скажемъ, ЦРУ въ рамкахъ операціи Midnight Climax для экспериментовъ надъ “unconsenting individuals”. Многія предполагаемыя жертвы похищеній инопланетянами (а также педофилическаго инцеста и принужденія къ участію въ сатанистскихъ ритуалахъ) осознали себя въ качествѣ таковыхъ при помощи гипноза – еще одного сонноподобнаго состоянія, подразумевающаго частичную освѣдомленность объ окружающей обстановкѣ – по меньшей мѣрѣ, слуховую, – а именно, регрессивной терапіи, и чаще всего не любительской, а полученной у профессіоналовъ (см. Abduction: Human Encounters with Aliens Джона Э. Мака), – къ негодованію дебанкеровъ. Въ свою очередь, реинтерпретація опыта жертвъ похищеній инопланетянами какъ опыта жертвъ спецслужбистскихъ экспериментовъ – популярная тема конспирологій.

Могло бы быть любопытно попытаться картографировать осмысленія и категоризаціи сверхъестественнаго / оккультнаго / потусторонняго / паранормальнаго etc. (ср. также съ наблюденіями Дж. Дж. Крипаля) подъ этимъ угломъ – въ томъ числѣ по аналогіи съ преобразованіями переходныхъ пространствъ гипнагогіи и суггестіи въ культурѣ. По моему впечатлѣнію, самъ Крипаль при этомъ ищет middle ground между дебанкерствомъ и биливерствомъ – понятное и естественное намѣреніе, полностью его раздѣляю, – въ области, которая кажется мнѣ истощенной и неплодотворной, – черезъ опредѣленный градусъ отождествленія феноменологіи оккультнаго с нарративной теоріей.