Краткія замѣтки о такъ называемомъ свѣтѣ разума

Подымемъ стаканы, содвинемъ ихъ разомъ!
Да здравствуютъ музы, да здравствуетъ разумъ!
Ты, солнце святое, гори!
Какъ эта лампада блѣднѣетъ
Предъ яснымъ восходомъ зари,
Такъ ложная мудрость мерцаетъ и тлѣетъ
Предъ солнцемъ безсмертнымъ ума.
Да здравствуетъ солнце, да скроется тьма!

“Вакхическая пѣсня” (1825)

Какое изъ этихъ словъ не подходитъ къ двумъ другимъ: лампа, луна и свѣча?

Извѣстное діагностическое испытаніе, предлагаемое психіатрами своимъ потенціальнымъ паціентамъ

Мнѣнію священника о полтергейстѣ я довѣряю, такъ какъ православные обычно къ мистикѣ не склонны.

Высказаніе нѣкоей комментаторки въ жж, чей юзернеймъ я, къ сожалѣнію, не сохранила; приводится по памяти

Ассоціація между свѣтомъ, особенно солнечнымъ, и наукой, а также разумомъ какъ производителемъ научнаго знанія – идеологическій конструктъ. Бросаются въ глаза его гностическіе и просвещенческіе (въ томъ числѣ масонскіе) корни. Вспомнимъ также Entzauberung der Welt, “расколдовываніе міра”, силами раціонализма въ связкѣ съ секулярной наукой, и расхожее заблужденіе, подразумѣвающее, что раздѣлительную линію естественно проводить вслѣдъ за Дж. Фразеромъ между наукой, съ одной стороны, и магіей и религіей, съ другой.

Въ этомъ контекстѣ само довольно избитое обращеніе къ метафорѣ солнечнаго свѣта вызываетъ очевидную ассоціацію съ коллизіей, описанной Франсисъ Iэтсъ въ ея великолепномъ трудѣ “Giordano Bruno and the Hermetic Tradition” (1964): геліоцентризмъ (превращеннаго въ эмблему противостоянія между клерикальнымъ обскурантизмомъ и наукой) Джіордано Бруно мотивировался отнюдь не астрономическими и математическими выкладками, которые онъ откровенно презиралъ за второразрядность и пошлость по сравненію съ оккультными озареніями, а построеннымъ на поддельныхъ писаніяхъ несуществующаго Гермеса Трисмегиста неоязыческимъ культомъ солнца (въ буквальномъ смыслѣ, то есть небеснаго тѣла).

Какъ, вѣроятно, отчасти слѣдуетъ изъ сказаннаго выше, болѣе плодотворнымъ и обоснованнымъ мнѣ кажется противопоставленіе религіи, съ одной стороны, и магіи и науки, съ другой. Двѣ послѣднія объединяетъ не только ихъ генезисъ, устройство агентности и специфическая инструментальность, но и ихъ аффективная сторона – а именно, своеобразное отношеніе къ Unheimliche (ср. съ сужденіями Джеффри Крипаля и Эме Мишеля).

Изслѣдующіе человѣка – иными словами, гуманитарныя – науки, особенно с ихъ естественной, какъ мнѣ представляется, сосредоточенностью на властвованіи собой – и окружающими – могутъ быть эмблематизированы зонтичнымъ проектомъ MKUltra: “Under Gottlieb, MK-ULTRA combined the psycho-logical concerns of Bluebird/Artichoke with the interest in drugs found in the navy’s Project Chatter. The general aim of the project was to find ways of conditioning personnel to resist interrogation by hostile powers or to achieve the opposite through the development of control of individuals through interrogation, hypnosis, sensory deprivation, and use of drugs. There were many non-drug-related programs in the 149 subprojects that came within MK-ULTRA’s portfolio, some of which involved hypnosis, investigations of magic, studies of sleep patterns, research on brain concussion, research into stimulus and response in biological systems, radiation, ESP, electroshock therapy, and projects that simply involved funding actual operations or their extension abroad under the MK-NAOMI designation, for example those taking place at the Allan Memorial Institute in Montreal”  (“Conspiracy Theories in American History: An Encyclopedia” подъ редакціей Питера Найта (Peter Knight), 2003, статья за авторствомъ Франа Мэйсона (Fran Mason), с. 491).

Что касается наукъ, сосредоточенныхъ на властвованіи надъ природой, – а именно, естественныхъ, – если оставить въ сторонѣ банальности наподобіе всевозможнаго производства жизненнаго матеріала для буто, то обращаетъ на себя вниманіе охота, съ которой конспирологи и любители зловѣщаго интегрируютъ ее въ качествѣ полноправнаго персонажа въ свои фантазійные нарративы: ограничусь такъ называемымъ Филадельфійскимъ экспериментомъ и Dark Side Hypothesis въ качествѣ примѣровъ; интересныя наблюденія изъ соціальнаго бытованія біологіи, въ первую очередь генетики, приводитъ Бриджетъ Браунъ (Bridget Brown) въ главахъ 4-5 своей работы “They Know Us Better Than We Know Ourselves: The History and Politics of Alien Abduction” (2007).

На мой вкусъ, все это выглядитъ зловѣщимъ  par excellence и, не побоюсь этого слова, заколдовывающимъ – a beam of intense darkness, который напрашивается на противопоставленіе со свѣтомъ религіознаго знанія, поистинѣ не оставляющимъ никакой тѣни. Напомнимъ, что весьма любивший эту цитату изъ Фрейда Вильфредъ Біонъ, закончивъ обученіе подъ руководствомъ изслѣдователя стаднаго истинкта Вильфреда Тоттера и пройдя психотерапевтическую подготовку въ Тавистокской клиникѣ, затѣмъ изучалъ групповыя динамики въ Тавистокскомъ институтѣ, преобразованномъ изъ нея при посрѣдничествѣ комитета, который самъ и возглавилъ. Тавистокскій институтъ извѣстенъ срѣди конспирологовъ какъ очагъ британскихъ научныхъ разработокъ въ области mind control – что, впрочемъ, кажется решительно ничѣмъ не обоснованными выдумками самому́ главному редактору параполитологическаго журнала “Lobster” Робину Рамзаю (Robin Ramsay) – а онъ, между тѣмъ, находитъ популярныя срѣди патентованныхъ параноиковъ идеи о манипулированіи сознаніемъ посрѣдствомъ микроволнового облученія не вполнѣ невѣроятными, о чемъ можно прочесть въ его книгѣ “Conspiracy Theories” (2006) на сс. 101-102.